День Железнодорожных войск России

День Железнодорожных войск России

День Железнодорожных войск, отмечаемый в российских Вооруженных Силах ежегодно 6 августа, установлен Указом Президента РФ от 19 июля 1996 года, а в настоящее время празднуется в соответствии с указом №549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 мая 2006 года.

Этот профессиональный праздник военнослужащих, рабочих и гражданских служащих Железнодорожных войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ЖДВ ВС России) приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.

6 августа 1851 года вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».

Согласно «Положения», было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек.

Это положило начало формированию первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций, охрана мостов и железнодорожных переездов.

Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия.

В годы Великой Отечественной войны Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией.

С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

  • Перевезено 20 млн вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.

  • Во время оборонительных боев под Москвой под воинские перевозки было подано 333,5 тыс. вагонов.
  • В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевезли целые армии в полном составе.

  • 2,5 тыс. заводов и фабрик были вывезены за Урал. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
  • В эвакуацию были вывезены 18 млн человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн вагонов.
  • С июня по декабрь 1941 года на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тыс. воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тыс. паровозов.

О героизме и самоотверженном труде железнодорожников в тылу и на фронте свидетельствуют вот эти строки из военного архива «Комсомольской правды»:

«Железнодорожник Виктор Мирошниченко получил задание взорвать мост, преградить немцам путь на Юг. Он выждал момент, пока фашистские банды вступили на мост, и взорвал его, похоронив под обломками сотни немцев. Правительство присвоило бесстрашному железнодорожнику звание Героя Советского Союза.

Отважным подвигом прославилась и молодая стрелочница Вера Чайкина. Во время ее дежурства на Н-скую станцию налетели стаи фашистских стервятников. Они начали бомбить эшелоны и пути. Раненная, стрелочница осталась на своем посту, чтобы обеспечить быстрейший вывод составов со станции.

Еще до войны по почину члена Новосибирского обкома комсомола Николая Лунина среди паровозников началось движение за то, чтобы текущий ремонт машины производился силами паровозной бригады в пути, без захода в мастерские. Сейчас на наших дорогах работает свыше 8.000 комсомольцев-лунинцев. Ремонт паровозов силами бригад обеспечивает скорейшее продвижение эшелонов на фронт».

«Комсомольская правда», 2 августа 1942 года.

В военное время железнодорожники восстановили 120 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов.

После окончания Великой Отечественной войны железнодорожные войска активно участвовали не только в восстановлении и реконструкции разрушенных железнодорожных магистралей, но и в строительстве новых.

На протяжении более ста пятидесяти лет военные железнодорожники самоотверженно и беззаветно служили и служат Отечеству.

Железнодорожные войска – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2005 до 2010 года входили в состав Тыла ВС РФ), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.

Это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. А также они принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и военных действий и конфликтов.

2020-08-06T06:27:39+03:00 6 августа, 2020|Новости|